150-летие Алексея Щусева: что построил известный архитектор

К 150-летию создателя большого сталинского стиля рассказываем о его самых ярких и интересных работахФото: muar.ru Фото: muar.ru

8 октября 2023 года исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Щусева. Он творил на стыке двух эпох — имперской и советской и всегда умел максимально выразительно вписать свои здания в контекст времени и окружения. Архитектор построил карьеру в царской России, начав со строительства храмов, а после Октябрьской революции стал ведущим зодчим Советского Союза. Среди его работ множество знаковых построек в столице, в числе которых — Марфо-Мариинская обитель, Мавзолей, гостиница «Москва», здание органов госбезопасности на Лубянке, комплекс зданий Казанского вокзала и станция метро «Комсомольская».

Вместе с архитекторами рассказываем о наиболее знаковых постройках Щусева в Москве.

Марфо-Мариинская Обитель

Первым крупным проектом Щусева в Москве стала Марфо-Мариинская обитель на Ордынке. Он построил ее в 1909 году. Строительство велось на личные средства великой княгини Елизаветы Федоровны. Архитектор решил возвести храм кубической формы с большой луковичной главой на высоком барабане. По задумке Алексея Щусева, по своей форме здание напоминало по формам древнерусские храмы Новгорода и Пскова.

Проект запажного фасада Покровского храма Марфо-Мариинской Обители Проект запажного фасада Покровского храма Марфо-Мариинской Обители (Фото: muar.ru)

Марфо-Мариинская Обитель Марфо-Мариинская Обитель (Фото: Мария Колосова/ТАСС)

Казанский вокзал

Следующим выдающимся проектом Алексея Щусева стало здание Казанского вокзала. Он предложил построить здание в национально-романтическом стиле с неорусскими деталями. Строительство началось в 1913 году, а завершить объект планировалось в 1916 году, однако Российская Империя сначала вступила в Первую мировую войну, а после революции 1917 года и финансирование проекта и само строительство было приостановлено. В итоге Щусев смог завершить строительство здания Казанского вокзала лишь спустя почти 30 лет.

Проект здания Казанского вокзала Проект здания Казанского вокзала (Фото: muar.ru)

Казанский вокзал Казанский вокзал (Фото: Shutterstock)

«Щусев провел эту стройку через революцию и Гражданскую войну, слом эпох и вкусов. Не все его идеи удалось реализовать на практике. Например на первоначальных этапах к оформлению были привлечены знаменитые художники — Репин, Бенуа и Лансере. Их эскизы были согласованы, но из-за исторических событий не были воплощены на практике. И все же результат все равно получился выдающимся, став одной из визитных карточек города. Внушительный комплекс специально лишен симметрии, так как окружающая застройка была очень пестрой и неоднородной, а такой прием позволил органично связать вокзал с контекстом. Корпуса различны по высоте, форме и стилистике, что формирует иллюзию и ощущение разности эпох», — рассказала глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.

Казанский вокзал Казанский вокзал (Фото: Shutterstock)

Центральный вход вокзала стилизован под башню княжны Сююмбике с гербами Казанского царства, расположенной в столице Татарстана. Еще одну башню украсили большие часы со знаками зодиаков. Циферблат часов расписывал сам Щусев.

Казанский вокзал Казанский вокзал (Фото: Shutterstock)

Центральный Дом культуры железнодорожников

Центральный дом культуры железнодорожников при Казанском вокзале был построен в 1927 году. «Создавая фасады, Алексей Щусев применил в оформлении декоративные элементы в виде белых каменных гребней, характерных для «нарышкинского» барокко, изящно вписал сооружение в ансамбль комплекса Казанского вокзала», — рассказал руководитель архитектурного бюро T+T Architects Сергей Труханов.

Центральный Дом культуры железнодорожников Центральный Дом культуры железнодорожников (Фото: Сергей Залетов/ТАСС)

Архитектор упоминает и сложную монументальную конструкцию в виде железобетонного полукольца, на которую помещен зрительный зал. «Его воздушный амфитеатр подвешен на выносных консолях. В свое время это была одна из лучших и наиболее передовых концертных площадок страны. В целом данное здание концептуально соответствует цитате автора: «Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры», — говорит Труханов.

Интерьер Центрального Дома культуры железнодорожников Интерьер Центрального Дома культуры железнодорожников (Фото: Shutterstock)

Здание Наркомзема

Здание Наркомзема СССР Щусев строил с 1928 по 1933 год. Оно было выполнено в стиле конструктивизм. Одной из интересных технических особенностей стали лифты непрерывного действия (лифты системы «патерностер»). После распада Советского Союза в здании разместилось Министерство сельского хозяйства России.

Здание Наркомзема (фото 1985 год)    Здание Наркомзема (фото 1985 год) (Фото: Кошевой Виктор/Фотохроника ТАСС)

«Комплекс занимающий целый квартал, можно назвать одним из самых узнаваемых общественных сооружений столицы конца 20-х годов прошлого века. Его архитектура с яркой пластикой, ленточными окнами, асимметрией и вместе с тем выверенными пропорциями, является одним из лучших произведений автора. Кроме того, для своего времени объект был оснащен самыми передовыми технологиями и инженерией, например первыми в городе лифтами непрерывного действия», — прокомментировал партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков.

Здание Наркомзема    Здание Наркомзема (Фото: archi.ru)

Мавзолей

Одной из главных работ Алексея Щусева стало строительство Мавзолея. Первый мавзолей для организатора и предводителя революции 1917 года Владимира Ленина был сооружен Щусевым за 3 дня и имел форму деревянного куба. Второй проект, включавший в себя трибуны и саркофаг, был отделан лакированным дубом. Это строение просуществовало до 1929 года.

Мавзолей В. И. Ленина Мавзолей В. И. Ленина

Мавзолей, который сохранился до наших дней, был построен в 1930 году. Его Щусев возвел из железобетона и кирпича. Здесь отделка из мрамора и малинового кварцита. Внутри мавзолея — вестибюль, лестницы и траурный зал.

Мавзолей В. И. Ленина Мавзолей В. И. Ленина (Фото: Shutterstock)

Станция Комсомольская

Одна из самых красивых станций московской подземки — Комсомольская (кольцевая), была возведена по проекту Алексея Щусева, но открыта уже после его смерти — в 1952 году. Она оформлена в стиле сталинского ампира, в котором сочетаются элементы классицизма, ампира и московского барокко.

Потолок на станции метро Комсомольская Потолок на станции метро Комсомольская (Фото: Татьяна Макеева/ТАСС)

«Парадность станции объясняется поставленной перед архитектором задачей отразить радость победы в Великой Отечественной войне и величие сталинской эпохи. Станцию украшает изысканная лепнина, барельефы и мозаичные панно. Стены здесь отделаны желтой керамической плиткой, а пол выложен серым и красным гранитом. Кроме того, станции украшают колонны, облицованные золотисто-желтым мрамором», — отметил основатель архитектурного бюро ARCHSLON Александр Салов.

Станция метро Комсомольская Станция метро Комсомольская (Фото: Сергей Карпухин/ТАСС)

Читайте также:

Разное